Узбеки
© Фото: https://ethnomir.ru/articles/uzbekskiy-natsionalnyy-kostyum.
По данным Всероссийской переписи населения 2020 года общее количество узбеков, проживающих на территории Псковской области, составило 811 человек [10], приехавших сюда, преимущественно, после распада Советского Союза.
Всего в мире насчитывается около 35 миллионов узбеков, из них около 30 миллионов проживает в самом Узбекистане, около 2 миллионов в Афганистане и более 300 тысяч человек в России.
Узбеки говорят на узбекском языке, тюрском языке, являющимся государственным языком Узбекистана. Основу лексики современного литературного узбекского языка составляют слова общетюркского происхождения, изобилует она также персидскими и арабскими заимствованиями. Но значительный пласт бытовой, общественно-политической и технической лексики испытал влияние русского языка, особенно во времена советской власти. В 1940 году узбекская письменность была переведена на алфавит, созданный на основе кириллицы, а с распадом СССР в 1993 году узбекский был официально переведён на латинский алфавит. Однако кириллица продолжает употребляться даже на официальном уровне, сосуществуя с латиницей.
Узбекистан — светское государство, где живут представители различных религий и вероисповеданий. По Конституции Республики каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (ст. 31). Преобладающей религией в Узбекистане является ислам суннитского толка, который исповедуют 93% населения страны, за исключением 1% мусульман-шиитов, которые проживают на территории Бухары и Самарканда. Следующей по количеству верующих религией является христианство, причем оба его направления: как православие (4%), так и католицизм (3%).
Среди наиболее значимых праздников Узбекистана можно выделить Навруз, Рамазан Хаит и Курбан Хаит.
Праздник Навруз зародился в Хорасане (на северо-востоке Ирана) более трех тысяч лет назад, со временем распространившись в соседних государствах Передней и Средней Азии. Отмечается именно 21 марта, в день, когда равны день и ночь, наступает новый солнечный цикл, новый астрономический год, а, следовательно, закон обновления вновь вступает в свою силу. Поэтому Навруз для тюркских и иранских народов — то же, что Новый год для европейцев. Позже, при Ахеменидах (VI-IV вв. до н.э.), Навруз впервые получил государственный статус, превратившись из земледельческого ритуала в зороастрийский праздник и был привязан к культу Солнца и Заратустры. Сегодня праздник Навруз – событие государственного значения и одна из главных узбекских национальных традиций, и, как и тысячелетия назад, он полон древнейших самобытных ритуалов и красочных обрядов.
Навруз в Узбекистане крепко связан с новыми надеждами и ожиданиями. Поэтому в этот день принято прощать даже злейшим врагам, не ссориться, помогать слабым и нуждающимся. Также в этот день хозяйки жарят особые пирожки с зеленью, готовят нишалду – сладкий десерт из яичных белков, взбитых с сахаром и душистыми травами, пекут слоеную самсу, в котлах дымится плов. Особенно интересны празднования Навруза в селах, где устраиваются традиционные состязания купкари (прим. — традиционное конное состязание), борьба джигитов, конные турниры, а также народные ярмарки, где можно купить все от сувениров до национальной выпечки.
Рамазан Хаит (Руза Хаит) — это праздник духовного и нравственного очищения. Праздник начинается после завершения мусульманского поста Руза, который длится 30 дней и считается обрядом духовного и морального очищения. В месяц Рамазан с восхода солнца и до самого заката постящиеся не должны принимать пищу и воду, им следует избегать дурных мыслей, уважительно обращаться с окружающими и творить добро. Пост является обязательным для каждого мусульманина, помогает ему укрепиться в своей вере и учит самодисциплине. Пост разрешается не соблюдать только тяжело больным, детям и людям, которые находятся в это время в пути.
Рамазан Хаит, как и в других странах, начинается с утреннего Хаит-намаза (молитвы). После молитвы начинается праздник, который длится три дня. Начиная с 1992 года, Рамазан Хаит в Узбекистане объявлен выходным днем и широко отмечается в стране. И в дни Рамазан Хаита, и в дни Курбан Хаита приготовления к празднику начинаются за день до Хаита, и этот день называется «Арафа». В день Арафа в каждой узбекской семье готовятся традиционные мучные изделия: «куш-тили», «богурсок», «орама», «чак-чак» и другие. Вечером готовится предпраздничный плов, которым соседи обычно обмениваются друг с другом. Плов накладывается в касу (большую керамическую чашу), сверху украшается мучными изделиями.
Курбан Хаит (Ид-аль-Адха) — один из крупнейших праздников исламского мира, знаменующий окончание хаджа (посещение Мекки) и проводимый в память жертвоприношения Ибрахима, почитаемого в исламе пророком. Празднуется 70 дней спустя после окончания другого крупного праздника — Рамазана Хаит.
Начиная с 1991 года Курбан Хаит в Узбекистане объявлен выходным днем. Праздник начинается с утреннего Хаит-намаза (молитвы). После Хаит-намаза в течение трёх дней совершаются жертвоприношения. В большинстве случаев в Узбекистане в жертву приносятся бараны, реже коровы, и совсем изредка верблюды. После жертвоприношения принято разделить мясо на три части: непременное условие — не менее трети раздать нуждающимся и не более трети оставлять в семье.
Большинство блюд узбекской национальной кухни готовится с использованием большого количества масла: хлопкового, подсолнечного либо кунжутного, с добавлением курдючного сала. Основные ингредиенты узбекских блюд — мука, мясо (в основном баранина), курдючный жир (сало), овощи, зелень и специи. Есть блюда, которые готовят исключительно мужчины, либо только женщины. Приготовление некоторых особенных блюд связано с праздниками, памятными событиями, поверьями. Узбекские блюда, как правило, очень сытные и калорийные. Большое значение при их приготовлении имеют травы и пряности — кориандр (кинза), зира (зра, кумин), барбарис, кунжут, райхон (базилик). По традиции едят в Узбекистане за низким столиком — дастарханом, на полу, летом — на айване (топчане). Вокруг дастархана раскладывают пестрые курпачи (вид среднеазиатского матраса) и маленькие подушки, чтобы, вкусно поев, можно было отдохнуть, не вставая из-за стола. В еде категорически не используется свинина.
Наиболее популярные узбекские блюда — это плов, самса, лагман, шурпа, бешбармак; из напитков — айран.
Узбекские национальные костюмы отличаются яркостью и являются частью богатых культурных традиций, образа жизни народа. В городах уже редко можно встретить людей в национальной одежде, сегодня ее надевают на традиционные праздничные мероприятия, но в сельской местности она все еще служит частью как повседневного, так и выходного наряда.
Основу национального мужского костюма составляет чапан — стеганый халат, который подвязывается поясным платком кийикча. Традиционный головной убор — тюбетейка. На тело одеваются куйлак — нижняя мужская рубаха прямого покроя, и иштон — широкие шаровары, которые сужаются к низу. Ноги обувают в сапоги из тонкой кожи. Пояса в парадной одежде часто очень нарядные — бархатные или вышитые, с серебряными узорными бляхами и пряжками. Повседневный куйлак подпоясывали длинным шарфообразным кушаком.
Традиционный женский костюм у узбеков состоит из туникообразного простого покроя платья из хан-атласа, а также шароваров. В праздничных одеждах используются атласная ткань и богатое шитье золотом. Женский головной убор включает в себя сразу три элемента: тюбетейку, платок и тюрбан. Непременным дополнением к костюму узбекских женщин всех возрастов всегда были украшения из золота или серебра. Узор вышивки выбирался не случайно. Он всегда имел либо магическое, либо практическое значение. По рисунку можно было понять социальный статус, а порой в него вкладывали и иные значения. К примеру, повторяющийся геометрический рисунок на тесьме – это своего рода оберег. Одежду из тканей тёмно-синих, черных цветов из-за суеверия не носили ни в одном регионе Узбекистана. Согдийские узоры сохранили в себе влияние зороастризма. Цвета в этом регионе подбирались исходя из положения в обществе. К примеру, превалирование голубых и фиолетовых оттенков в женском платье говорило о высоком положении мужа, а зеленоватые оттенки часто использовали крестьяне и ремесленники.
Флаг Узбекистана состоит из трех равных горизонтальных полос: голубого, белого и зеленого цветов. Белая полоса выделена сверху и снизу красными линиями. Небесно-голубой цвет на флаге — символ голубого неба и чистой воды; белый — символ мира и чистоты; зеленый — олицетворение природы; красные полосы — жизненные силы, пульсирующие в каждом живом существе, символ жизни. Полумесяц соответствует многовековой традиции народа Узбекистана. Полумесяц и звезды — символ безоблачного неба мира. 12 звезд символизируют совершенство .
Источники:
[8] Итоги Всероссийской переписи населения 2020 года, https://60.rosstat.gov.ru/vpn2020.
www.perevod71.ru/15-interesnyh-faktov-ob-uzbekskom-jazyke.
www.advantour.com/rus/uzbekistan/religion.htm.
www.advantour.com/rus/uzbekistan/holidays.htm.
www.centralasia-travel.com/ru/countries/uzbekistan/cuisine.
www.advantour.com/rus/uzbekistan/traditions/traditional-clothes.htm.
mehnat.uz/ru/pages/flag.