Латгальцы (латгалы)

© Фото: http://www.latgo.lv/hisculture/etnografija/244-latgalisi.

Археологические находки позволяют предположить, что первые латгалы (прим. — в наст. время «латгальцы») проживали в Пскове уже в X веке [8].

До XIX века присутствие латышей («псковский латышей»; по-видимому, — латгалов / латгальцев) регулярно фиксируется в этническом составе Псковщины, хотя они и не составляли сколь-нибудь значительную часть населения. Первая надежно фиксируемая миграционная волна со стороны латышских народов пришла на Псковщину в конце XVIII века: «В 1772 году к России в результате раздела Польши (прим. — тремя соседними с ней государствами — Прусским королевством, Австрийским эрцгерцогством и Российской империей) была присоединена Латгалия. С этого времени начинается широкое расселение латышей и латгальцев по территории России. <…> латыши и латгальцы расселялись преимущественно в западных губерниях Российской империи» [5].

Переломный момент наступил после реформы 1861 года, спровоцировавший «приток латышского населения в Псковскую губернию из Прибалтики» из-за «высокой арендной платы за землю в прибалтийских губерниях» [1]. Как указывалось ранее, отмена крепостного права создала рынок земли, которую продавали, преимущественно, разоряющиеся российские крестьяне и мелкие помещики. Последние стремились восполнить утрату доходов, вызванную потерей бесплатной рабочей силы — крепостных. Такую землю и покупали прибалтийские крестьяне. Помимо этого, латыши активно занимали бросовые земли: «земли, где селились латышские переселенцы, представляли в основном непроходимые лесные угодья, лесные вырубки и болота» [6]. При этом «основная масса латышского населения проживала колониями и хуторами, обособленными от русских деревень» [1].

Первая Всероссийская перепись населения 1897 года дала цифру в 11100 латышей (или 0,99% от общего числа жителей) на территории Псковской губернии [8]. Вторая волна переселенцев из Латвии фиксируется в ходе Первой мировой волны, после «захват(а) части территории Латвии германскими войсками» [1]. Впрочем, перепись населения 1920 года фиксирует количество граждан латышской национальности на отметке в 10002 человека [1], что свидетельствует об устоявшейся динамике численности латышей на Псковщине в начале XX века. «Более серьезные последствия имело присоединение в 1924 году к Псковской губернии трех новых уездов, входивших ранее в состав упраздненной Витебской губернии: Себежского, Невельского и Велижского, среди населения которых имелось немало латышей. Всесоюзная перепись населения 1926 года зафиксировала, что их в указанных уездах числилось: в Велижском — 2159, в Невельском — 198, в Себежском — 370. Больше всего их оказалось, таким образом, в Велижском уезде: латыши составляли здесь 1,2% от всего населения уезда» [1]. Наконец, перепись населения 1926 года показала, по-видимому, исторический максимум присутствия латышей на Псковщине — 14330 человек [1]. В дальнейшем численность латышей на территории Псковской губернии и области только снижалась.

Великая отечественная война, свободная миграция «псковских латышей» в пределы Латвийской ССР в послевоенные годы, а также отток населения после демонтажа Советского Союза еще больше снизили их численность на территории Псковской области. Всероссийская перепись населения 2020 года дает цифру всего в 215 человек латышей (из которые только трое идентифицировали себя латгальцами) [10].

Прим.: Важно понимать, что исторические хроники и даже официальные переписи населения, воплощавшие, зачастую, упрощенный подход к трактовке понятия «национальность», не дают точной этнической картины структуры латышского населения в пределах Псковской губернии и Псковской области. К тому же и сами этнические латгальцы могли, очевидно, идентифицировать себя, как латышей, что делало невозможным сколь-нибудь достоверную оценку динамики численности собственно латгальцев.

Вообще, говоря об этногенезе латгалов, можно отметить, что как отдельное племя они «сформировались (уже) к VI веку н.э. на территории современной юго-восточной части Латвии», а «современные латгальцы являются потомками восточной части латгалов, этнос которых был разделен перемирием, подписанным Швецией и Польшей в 1629 году (прим. — Альтмаркское перемирие в ходе Польско-шведской войны 1626 – 1629 годов). Польша сохраняла часть Лифляндии, известную как Инфлянтия (нынешняя территория Латгалии)». [5]

В период польского владычества большинство восточных латгалов стали католиками, в отличие от западных балтийских племен – преимущественно протестантов. При этом, у латгальцев сохранялся собственный язык, а в Лифляндии и Курляндии лютеранскими священниками был введен единый литературный латышский. Войдя в состав Российской Империи в ходе раздела Речи Посполитой в 1772 году, Латгалия (или как тогда назывались эти земли — Инфлянты Польские) административно попала в Витебскую губернию. Здесь проводилась политика ослабления польского влияния. В частности, запрещался латинский алфавит (а значит и письменность на латгальском языке), разрешались только русские школы, стимулировался переход в православие, земли активно заселялись русским православным крестьянством. В период с 1920 по 1940 годы, когда Латгалия стала частью независимой Латвии, латгальцы осознавали себя самостоятельной нацией, этнически связанной с остальными латышскими народами.

Сами латгальцы считают себя особым народом, а свою речь не диалектом или говором, а самостоятельным языком. Специалисты-языковеды полагают, что латгальский язык является отдельным языком (третьим живым балтийским языком наряду с латышским и литовским), хотя в Латвии «письменный латгальский язык» официально считается «исторической разновидностью латышского языка», а латгальские говоры рассматривают как верхнелатышский диалект латышского языка [5]. До 2010 года латгальский язык на международном уроне не был признан как самостоятельный отдельный язык, но в январе 2010-го латгальскому языку присвоен международный ISO, код LTG.

Помимо борьбы за язык, культура латгальцев проявилась и в сохранении многих дохристианских традиций. Наиболее известным элементом латгальских обрядовых практик стало празднование Дня летнего солнцестояния (Лейго по-латгальски, или Лиго по-латышски) — 23–24 июня. «В этот день пелись песни, имевшие характерный припев — обращение к солнцу, чтоб оно поднялось над нивами. Непременным ритуальным угощением <…> был Янов (Йоня — латг.) сыр и ячменное пиво. Коллективное пение также имело важный смысл, поскольку служило эффективным средством поддержания духовной общности людей» [2]. В ночь Лейго обязательно разжигаются костры, поскольку латгальцы считают, что огонь – это отражение солнца, и всё, что он освещает, приносит плоды. Поэтому важно, чтобы костер не угасал всю ночь и освещал поля, которые принесут урожай, а также детей Яна, чтобы они были здоровы. Если Лейго празднуют у озера, то и на воду спускают Янов огонь. Также в этот праздник плетут венки из трав и цветов.

Интересен и самобытный «праздник стропил» — момент, когда на высшую точку вновь возведенной кровли вешают венок. Он символизирует окончание капитального строительства, а также взаимопонимание между мастерами и хозяином будущего дома. Раньше венок обычно плела супруга хозяина дома, но в наши дни это чаще делают сами строители.

Некоторые из фольклорных традиций включают в себя песни и танцы. Например, «Латгальская полька» — один из танцев, который продолжает оставаться популярным и по сей день. Латгальцы славятся и своими народными костюмами, которые традиционно изготавливаются из льна и шерсти. Латгальцы также известны своей национальной кухней, которая включает блюда, приготовленные из местных продуктов, например, «Латгальский салат» из огурцов и лука и латгальское пиво.

Флаг Латгалии, как исторической области Латвии, был официально утвержден президентом Республики в 2023 году, и представляет собой темно-синее полотнище с белой горизонтальной полосой посередине. Цвет флага символизирует древних латгальцев, которые в своей одежде использовали темно-синий и белый цвета. Синий цвет флага также символизирует латгальскую природу — край голубых озер, цветущих васильков и льна.

Источники:

[8] Историко-этнографические очерки Псковского края: [Монография] /Под ред. А.В. Гадло – Псков: ПОИПКРО, 1998. – 315 с.

[5] Виноградова Виктория Дмитриевна. Латгалы. Этнос и язык // Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. №1 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/latgaly-etnos-i-yazyk.

[1] Абраменко E. M. Латыши в Псковской губернии в 1920-х гг. // Псков. Научно-практический, историко-краеведческий журнал. 2006. №24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/latyshi-v-pskovskoy-gubernii-v-1920-h-gg.

[6] Дементьев Виталий Сергеевич. Динамика численности и этнического состава населения Псковской губернии и соседних территорий в XVIII – первой половине XIX вв // Псковский регионологический журнал. 2017. №3 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-chislennosti-i-etnicheskogo-sostava-naseleniya-pskovskoy-gubernii-i-sosednih-territoriy-v-xviii-pervoy-polovine-xix-vv.

[10] Итоги Всероссийской переписи населения 2020 года, https://60.rosstat.gov.ru/vpn2020.

[2] Алантс О., Гапоненко А. Латгалия: в поисках иного бытия. Институт европейских исследований. Рига, 2012. URL: https://www.academia.edu/11290998/Латгалия_в_поисках_иного_бытия.

www.grani.lv/73103-tradicii-latgalcev-v-budni-i-prazdniki.html.

genetik.pro/nacionalnosti/latgalcy.