Белорусы

«Южная окраина Псковской области (Себежско-Невельское поозерье), северо-запад Смоленской и запад Тверской области, вместе с северной частью Белоруссии (Полоцко-Витебское подвинье) на протяжении нескольких тысяч лет представляли собой этнокультурное единство» [21], эти земли неоднократно переходили из рук в руки между Полоцким княжеством, Великим княжеством Литовским, Речью Посполитой, Полоцким наместничеством и Витебской губернией в составе Российской империи, что естественным образом предопределило пребывание белорусов на территории Псковщины.

Вместе с тем, подавляющее большинство жителей региона во все времена составляли этнические русские, а количество белорусов исчислялось «незначительными долями процента» [8]. Заметное изменение этнической композиции произошло в 1924 году, когда к Псковской губернии были присоединены три уезда Витебской губернии — Велижский, Невельский и Себежский, — что сделало „псковичами” и проживавших на территориях этих уездов белорусов (117,3 тысяч человек, или 7,34% от общего количества жителей в 1794,8 тысяч, — данные за 1926 год [8]). «В некоторых сельских местностях (этих трех уездов) доля белорусов достигала 80%. (Даже) остро стоял вопрос о введении школьного образования на белорусском языке. Однако тесные контакты с живущим там же русским населением привели к быстрой ассимиляции белорусов, смене их этнического самосознания. В результате почти всё население южных районов Псковской области стало считать себя русским» (17).

Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов вызвала колоссальный демографический спад на Псковщине, поскольку территория региона <…> «была оккупирована противником целиком, пережила из российских областей самую длительную оккупацию и понесла, по сравнению с ними, более значительные материальные и людские потери». Общее количество жителей снизилось с ориентировочно 860 тысяч человек в 1940 году до 575 тысяч к концу 1947 года [33].

Поэтому первая послевоенная Всесоюзная перепись населения 1959 года дала уже значительно меньшее количество белорусов на территории Псковской области — всего 4451 человек, или 0,5% от общего числа жителей в 951866 человек (17) (прим. — количество жителей области значительно выросло по сравнению с первыми послевоенными годами из-за реэвакуации (возвращения) населения и присоединения Великолукской области к Псковской в 1957 году; к тому же в результате ассимиляции с местным населением многие белорусы стали считать себя русскими).

Говоря о культуре белорусов, следует отметить, что при подготовке данной работы не удалось найти собственно белорусских мотивов в культурной мозаике Псковщины, как это прослеживается, в частности, в обычаях и религиозно-бытовых практиках сету и латгальцев, поэтому далее будет дан краткий обзор народной культуры белорусов, как таковой.

Прежде всего, следует отметить, что традиции белорусского народа сохранили многие обрядовые элементы дохристианских обрядовых практик, среди которых присутствуют такие праздники, как Коляды, Громницы, Кликанье весны.

Коляды (Каляды, Святы́я вечары́) — один из самых популярных праздников у белорусов, отмечался с Сочельника до Крещенья. По домам ходили ряженые, распевающие колядки — специальные песни, они водили с собой «козу», иногда и «медведя» — переодетых людей, которые разыгрывали представление у каждого двора, получая за это различное угощение и мелкие деньги. Верилось, что будущий год воздаст сторицей. Хозяева сидели за столом со специальными колядными блюдами, незамужние девушки гадали на будущее и суженого.

День Громниц (Грамніцы) — 2-го февраля у католиков и 15-го — у православных; самобытный белорусский праздник, имеющий языческие корни. По поверьям, это единственный день зимой, когда может случиться гроза — можно услышать гром и увидеть молнии. В этот день в церквях освящали специальные свечи-громницы, которые после службы гасили и приносили в дом. Возвращаясь домой, хозяин доставал свечу и держал в руках, пока хозяйка её зажигала. Затем хозяин обжигал свечой крестообразно волосы у себя на голове, потом у всего семейства. Считалось, это помогает от головной боли. После этого шли в хлев, делали то же со скотиной, крестили свечой гумно и прочее. Сотворив такой обряд, свечу гасили и прятали, чтобы злые силы её не увидели. Считалось, что громничные свечи под притолокой хлева отгоняют ведьм от коров.

Масленица (Масленіца), в отличие от восточных русских земель, у белорусов была довольно скромным праздником. Белорусы не делали зимних горок для катаний, не жгли чучел, олицетворявших масленицу, не катались на лошадях. Да и блины, как символ масленицы, пришли к ним лишь в конце XIX века. В эти дни особенно усердно мыли и чистили посуду, тщательно прибирали в хате. Парни и девушки вешали на дворовые ворота или на вход в гумно импровизированные качели (гойданки). Хлопцы тягали по селу колодку — обрубок дерева на верёвке. Подойдя к хате, где есть девушка на выданье, требовали за колодку выкуп. На следующий день это же делали сами девушки, приглашая парней на посиделки и угощение.

Кликанье весны (Гуканне вясны) — один из самых жизнерадостных белорусских обычаев, связанный с привлечением весны. Кликали весну обычно в конце марта — начале апреля. Чаще всего праздник совпадал с праздником церковным — Благовещеньем. Аист (по-белорусски — бусел) — был ключевой фигурой этого праздника. Место, где проходило «гуканне», было всегда видно издалека. Всё вокруг (деревья, камни и т.д.) украшали разноцветными лентами, яркими птицами, вырезанными из бумаги, сделанными из цветных ниток, тканей и любого другого подручного материала. Особым вниманием пользовались птицы, испеченные из теста. В некоторых регионах их называли «буськи» или «буськовы лапы». Для приготовления таких птичек делали самое простое тесто — только мука, вода и соль. Пернатых, сделанных из хлеба, раскладывали в округе, чтобы они привлекали птиц, которые на своих крыльях несли весну.

Радоницу (Радаўніца) белорусы справляли на 9-й день после Пасхи. На Радоницу после полудня вся семья шла на кладбище к могилам близких, где катали окрашенные в шелухе яйца, поливали могилы водкой. Яйца отдавали нищим, а сами накрывали могилы рушником, на который ставили разную еду.

Троица (Сёмуха, Зелёные святки) — именно так называли белорусы праздник Троицы. У белорусов Троица была включена в целый цикл праздничных дней, связанных между собой. Начинались эти праздничные дни в четверг седьмой недели после Пасхи, отсюда и — Сёмуха. Сёмуха праздновалась тогда, когда все вокруг было зелёным. Одним из главных обрядов этого праздника было «завивание» берёзки. Молодые девушки ходили в лес и закручивали на берёзе ветки в виде венка, украшая их лентами. В некоторых регионах берёзу заламывали — то есть пригибали ветки к земле и сплетали с травой. Иногда по таким венкам предсказывали будущее: у той девушки, чей венок зеленел, жизнь будет долгая.

Праздник на Ивана Купалу (Купалле) праздновался в ночь с 6 на 7 июля. Но уже утром парни и девушки шли на луг собирать цветы, веточки, разные травы — «зелле копать». Считалось, что в это время растения наделяются волшебной силой.

Зажинки (Зажынкі). Раньше всего из посаженного крестьянином в поле поспевало жито (прим. — яровые, т.е. посаженные ранней весной зерновые культуры, предназначенные для получения хлеба; чаще — ячмень, рожь). С ним-то и были связаны обряды зажинок и дожинок. Обычно зажинки справляли вечером в субботу. Хозяин ставил на хлеб солонку с солью и, накрыв рушником, окроплял освящённой водой. Так хлеб лежал весь следующий день. Хозяйка намывала хату: пол, лавки, окна. Под вечер она одна или с другими женщинами-родственницами, беря хлеб, соль, кусочек сала и громничную свечку, шла в поле. Там она молилась Божией Матери, Миколе-чудотворцу и кланялась ниве. Сжав серпом первый снопик, ставили его отдельно. Затем, сжав снопов десять, хозяйка с первым снопом шла домой. Там перевязывала его красной ниткой и ставила в красный угол под образа. Зёрна из первого снопа подмешивали потом к семенному житу.

Толока (Талака) — это обычай совместного добровольного труда, а также группа единомышленников, чаще родственников, объединенных общим делом. Еще Толока — древнее славянское божество, покровительница жатвы и плодородия. Толокой белорусы сеяли, жали, косили, строили. После того, как был дожат последний участок поля и связан последний сноп, делали венок, и толочейки кидали жребий, кому быть Толокой. На Толоку надевали венок, хоровод украшал её цветами и давал ей в руки дожинковый сноп, укрывая при этом белой шалью. Затем все попарно шли за Толокой в дом хозяина. Хозяин встречал Толоку хлебом-солью и кланялся ей в пояс. Толока отдавала хозяину дожинковый сноп и начинался праздничный ужин.

Отличительной особенностью белорусской кухни является широкое распространение блюд из картофеля, особенно тертого: драников, клёцок, колдунов, картофельных запеканок, бабок, драчён, капыток, комовиков.

«Формирование белорусского традиционного костюма и его особенностей началось во времена средневековья. К концу XIX ‒ началу XX веков его облик устоялся, сложились ярко выраженные этнические особенности. Мужской костюм обычно состоял из рубахи, вышитой по вороту и низу, брюк, жилета, ноговиц (поясная одежда). В качестве верхней одежды использовались кожухи из овчины, которые у зажиточных людей сверху обшивались дорогой тканью и украшались вышивкой и аппликациями. Основу женского народного костюма составляли: длинная белая льняная рубашка, украшенная вышивкой, суконная юбка ‒ андарак, которая заменила старинную понёву, фартук, иногда безрукавка и пояс. Оплечье, ворот, рукава, иногда воротничок и подол рубахи вышивали геометрическими узорами из звёздочек, ромбов, квадратов, треугольников. Ансамбль завершал головной убор ‒ венок, «скиндачок» (рушничок), капор или платок. Шею украшали бусы и ленты» [16].

Флаг Белоруссии представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтальных цветных полос: верхней красного цвета и нижней зеленого цвета. Слева вертикально расположен белорусский орнамент красного цвета на белом фоне. Цвета белорусского флага имеют следующие значения: красный – сила, мужество, благородство, энергия; зелёный – надежда, здоровье, молодость, возрождение, трудолюбие, созидание, природная гармония; белый – чистота, непорочность, примирение, мудрость, знания. Орнамент – символ древней культуры народа, его духовного богатства. Содержание орнамента на флаге повествует о хлебе, урожае и продолжении рода; прославляет трудолюбие и мастерство – первооснову счастливой доли человека.

Источники:

[21] Манаков Андрей Геннадьевич. Российско-белорусское порубежье: историко-географическая детерминация // Псковский регионологический журнал. 2013. №16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiysko-belorusskoe-porubezhie-istoriko-geograficheskaya-determinatsiya. [1]

[8] Историко-этнографические очерки Псковского края: [Монография] /Под ред. А.В. Гадло – Псков: ПОИПКРО, 1998.

[17] Манаков Андрей Геннадьевич. Динамика национального состава населения Псковской области с 1959 по 2010 гг. (по итогам переписей) // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Естественные и физико-математические науки. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-natsionalnogo-sostava-naseleniya-pskovskoy-oblasti-s-1959-po-2010-gg-po-itogam-perepisey. [2]

[33] Филимонов Анатолий Васильевич. Реэвакуация жителей Псковской области (1944-1948 годы) // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reevakuatsiya-zhiteley-pskovskoy-oblasti-1944-1948-gody.

[16] Леош Дарья Геннадьевна. Белорусский традиционный костюм и особенности его современной репрезентации // Проблемы науки. 2018. №7 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/belorusskiy-traditsionnyy-kostyum-i-osobennosti-ego-sovremennoy-reprezentatsii.